Шоу (Shaw), Ирвин

Шоу (Shaw), Ирвин
(27.11.1913, Нью-Йорк - 17.V.1984, Давосплац, Швейцария)
 прозаик, драматург.
   Приобрел литературную известность еще до войны как драматург, в особенности как автор антивоенной пьесы «Предайте мертвых земле» (Bury the Dead, 1936), навеянной событиями в Испании, и как новеллист. Изданный в 1979 г. том избранных новелл Шоу озаглавлен «Пять десятилетий» (Five Decades) - свой первый рассказ он опубликовал в 17 лет.
   Наследие Шоу велико и неравноценно. В юности он испытал сильное воздействие духовного климата «красных тридцатых», увлекался Б. Брехтом, Ф. Лоркой, Э. Хемингуэем. Уроки Хемингуэя оказались наиболее прочно, хотя и не слишком глубоко усвоенными. Они чувствуются во всех книгах Шоу, определяя доминирующий тип героя. Это личность немногословная, наделенная сильной волей, мужеством, которое снова и снова проверяет судьба, словно задавшись целью удостовериться, что под ее ударами человек действительно становится «крепче на изломе». Стилистика Хемингуэя - лаконизм фразы, подтекст, принцип «айсберга» и т. п. - перенята Шоу довольно механически и выглядит у него подражательной. Однако центральный персонаж при всей близости к литературному прообразу обладает чертами самостоятельности и порою, как в дилогии о Джордахах «Богач, бедняк» (Rich Man, Poor Man, 1970, рус. пер. 1979) и «Нищий, вор» (Beggarman, Thief, 1911, рус. пер. 1986), способен воплотить характерные особенности американской социальной жизни последних десятилетий.
   Драматургия Шоу отмечена близостью театру экспрессионизма, имевшему в США прочные традиции, и примечательна своей антифашистской направленностью. Растущую угрозу фашизма и всю атмосферу предвоенных лет, эпохи открытых социальных антагонизмов, депрессии, гнева дают почувствовать ранние рассказы, собранные в книге «Моряк с „Бремена“» (Sailor off the «Bremen», 1939).
   На фронт Шоу отправился добровольцем, несколько лет был военным корреспондентом; пережитое в ту пору выразил в романе «Молодые львы» (The Young Lions, 1948, рус. пер. 1962). Это была книга о войне, близкая первым произведениям дебютировавших тогда Н. Мейлера и Дж. Джонса и вместе с тем выделявшаяся среди других «военных» романов, поскольку Шоу пытался осмыслить политическую сторону событий и сам феномен фашизма. Налет безысходности, свойственный многим страницам «Молодых львов», проходящий через все повествование мотив краха либеральных иллюзий, трагического познания истин о человеке, способном на крайнюю жестокость, травмированность подобным опытом - все это разрабатывалось и другими американскими прозаиками, дебютировавшими сразу после войны. Однако «Молодые львы» содержат в себе и приметы романа воспитания, духовного возмужания, обретения зрелости. Это качество сближает книгу Шоу скорее с европейским, чем с американским романом о войне. Герои пытаются найти собственное место в схватке с фашизмом, не утрачивая сознания исторической значимости события, переломившего их жизнь. Фашизм истолкован Шоу как свидетельство банкротства прекраснодушных либеральных иллюзий, игнорирующих реальную противоречивость начал, заложенных в человеке, и страшную силу фанатизма, овладевающего толпой. При всей недостаточности такой интерпретации сама попытка по горячему следу разобраться в главном содержании конфликтов, над которыми заставила задуматься минувшая война, была смелой, отчасти восполняя существенные пробелы, сразу же обозначившиеся в американской литературе, обращавшейся к той же проблематике.
   Книга принесла Шоу мировую известность, однако вслед за нею наметился творческий спад, до конца им так и не преодоленный. В отличие от многих писателей 40-х гг. Шоу не поступился своими взглядами, когда началась «охота на ведьм», а его роман «Взбаламученный воздух» (The Troubled Air, 1951) содержал тягостную картину американской жизни, стиснутой удавкой маккартизма. Но и эта книга, и последовавшие за нею романы «Люси Краун» (Lucy Crown, 1956), «Две недели в чужом городе» (Two Weeks in Another Town, 1960), как и новеллы, которые Шоу регулярно печатал сборниками, страдали явной облегченностью коллизий, типажной одноликостью героев, слишком очевидной приверженностью канонам «хорошего чтения», не притязающего служить истинной литературой.
   Стереотипность большинства произведений Шоу, появившихся вслед за «Молодыми львами», постепенно, но неуклонно подрывала его репутацию серьезного прозаика, лишь отчасти восстановленную дилогией о Джордахах и «Вечером в Византии» (Evening in Byzantium, 1973, рус. пер. 1976). В дилогии, несмотря на многочисленные уступки «массовой беллетристике» с ее мелодраматичными кульминациями и фабульной занимательностью, достигаемой насилием над свободным движением конфликтов, все же воспроизведены некоторые существенные черты послевоенной американской жизни и описан процесс деградации личности, подчинившейся духу делячества. Построенная в виде традиционной семейной хроники, дилогия прослеживала неизбежный распад связей между людьми, избравшими для себя противоположные жизненные ориентации: конформистскую, как «богач» Рудольф, и бунтарскую, как «бедняк» Томас, а затем его сын Весли, мстящий за гибель отца.
   «Вечер в Византии», где те же конфликты нашли прямой отзвук, примечателен аналитичностью, с какой Шоу стремился воссоздать истоки духовного кризиса, пережитого американским обществом в 60-е гг. Рассказывая о кинорежиссере, переживающем состояние творческого тупика, Шоу сумел создать выразительный образ эпохи, отмеченной массовым разочарованием в исконных американских идеалах и выросшей на этой почве «молодежной революцией», которая оказалась несостоятельной при всем своем радикализме.
   Последующие книги Шоу заметно уступают его истинным творческим удачам, принадлежа по преимуществу области развлекательной литературы. В них все так же неподдельно мастерство композиции, однако серьезная проблематика фактически отсутствует. Лишь в романе «Хлеб по водам» (Bread Upon the Waters, 1981) напомнило о себе дарование Шоу, умевшего в гуще повседневности находить серьезные нравственные коллизии - вроде той, с которой сталкивается герой этого романа, школьный учитель, чье бескорыстие оказалось ненадежной защитой, когда каприз фортуны позволил ему приобщиться к миру больших денег.
 А. Зверев

Писатели США. Краткие творческие биографии. - М., Радуга.. . 1990.

Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Шоу (Shaw), Ирвин" в других словарях:

  • Шоу (Shaw) Ирвин — (1913—1984), американский писатель. Роман о Второй мировой войне «Молодые львы» (1948), где фашизм истолкован как свидетельство банкротства прекраснодушных либеральных иллюзий, игнорирующих глубинную противоречивость человека и грозную силу… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шоу Ирвин — Шоу (Shaw) Ирвин (р. 27.2.1913, Нью Йорк), американский писатель. Окончил Бруклинский колледж (1934). Первая пьеса Ш. «Хороните мёртвых» (1936) отмечена резкой антивоенной направленностью; в пьесе «Простые люди. Бруклинская идиллия» (1939,… …   Большая советская энциклопедия

  • Шоу — I Шоу (Shaw)         Джордж Бернард (26.7.1856, Дублин, 2.11.1950, Эйот Сент Лоренс), английский драматург. По происхождению ирландец. Ранние годы провёл в Дублине, по окончании школы (1871) служил клерком. В 1876 переехал в Лондон, занимался… …   Большая советская энциклопедия

  • Шоу, Ирвин — Ирвин Шоу Irwin Shaw Имя при рождении: Ирвин Гилберт Шамфорофф Дата рождения: 27 февраля 1913(1913 02 27) Место рождения: Нью Йорк Дата с …   Википедия

  • Ирвин Шоу — Irwin Shaw Имя при рождении: Ирвин Гилберт Шамфорофф Дата рождения: 27 февраля 1913 Место рождения: Нью Йорк Дата смерти: 16 мая 1984 Место смерти: Давос Гражданство …   Википедия

  • Шоу Ирвин — Ирвин Шоу Irwin Shaw Имя при рождении: Ирвин Гилберт Шамфорофф Дата рождения: 27 февраля 1913 Место рождения: Нью Йорк Дата смерти: 16 мая 1984 Место смерти: Давос Гражданство …   Википедия

  • Шоу Ирвин — (Shaw) Шоу, Ирвин (Shaw, Irwin) (1913 1984) Американский писатель. Среди произведений Молодые львы (1948; роман о 2 й мировой войне). Афоризмы, цитаты • Когда пьешь вино любви, кое что надо оставлять в бокале. (Источник: «Афоризмы со всего мира.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ШОУ Ирвин — (Shaw, Irwin) (1913 1984), американский прозаик и драматург. Родился 27 февраля 1913 в Нью Йорке. После окончания в 1934 Бруклинского колледжа зарабатывал на жизнь сочинением радиосериалов. Литературную известность ему принесла пьеса Предайте… …   Энциклопедия Кольера

  • Шоу, Мартин — У этого термина существуют и другие значения, см. Шоу. Мартин Шоу Martin Shaw Дата рождения: 21 января 1945(1945 01 21) (67 лет) Место рождения …   Википедия

  • Шоу Ирвин — (Shaw) (1913 1984), американский писатель. Роман о 2 й мировой войне «Молодые львы» (1948), где фашизм истолкован как свидетельство банкротства прекраснодушных либеральных иллюзий, игнорирующих глубинную противоречивость человека и грозную силу… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Богач, бедняк, Ирвин Шоу. Романы Ирвина Шоу вне времени – актуальны и современны! Роман «Богач, бедняк» (1969) – захватывающая история о непростых судьбах троих детей Акселя Джордаха, чьи дороги расходятся после… Подробнее  Купить за 299 руб аудиокнига
  • Evening in Byzantium, Irwin Shaw. Ирвин Шоу - американский писатель. В романе Вечер в Византии, написанном в 1973 году, остросоциальная проблематика сочетается с раскрытием нравственных исканий личности. Неадаптированный… Подробнее  Купить за 217 грн (только Украина)
  • Evening in Byzantium, Irwin Shaw. Ирвин Шоу - американский писатель. В романе "Вечер в Византии", написанном в 1973 году, остросоциальная проблематика сочетается с раскрытием нравственных исканий личности. Неадаптированный… Подробнее  Купить за 200 руб
Другие книги по запросу «Шоу (Shaw), Ирвин» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»